Портреты Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны и Великого Князя Сергея Александровича
р.
р.
Санкт-Петербург, фотоателье придворного фотографа К.Бергамаско Размер фотографий: 17 х 11 см Оформлены в старинные бронзовые посеребренные рамы с императорскими коронами.
На фотографии Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны в нижней части надпись ее рукой на английском языке: «Elisabeth Feodorovna/ Grand Duchesse of/ Russia/ 1887» На фотографии Великого Князя Сергея Александровича в нижней части надпись его рукой на французском языке: «Grand Duc Serge/ de Russie/ 1887» На фотографии Великий Князь Сергей Александрович изображен в мундире генерал-майора Свиты Его Императорского Величества, со знаками ордена Святого Апостола Андрея Первозванного, прусского ордена «Pour Le Merite» и другими российскими и иностранными наградами. Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, урожденная Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская, была внучкой английской королевы Виктории, дочерью принцессы Алисы. Людвиг IV Гессенский после смерти жены заключил морганатический брак с Александриной Гуттен-Чапской, Елизавета вместе с сестрой Аликс (будущей императрицей Александрой Фёдоровной) воспитывались в основном у своей бабушки, королевы Виктории в Осборн-хаусе. Поэтому именно Елизавета Фёдоровна вместе с супругом Великим Князем Сергеем Александровичем представляли Российскую империю на грандиозном праздновании 50-летнего юбилея правления королевы Виктории 8 (20) июня 1887 года. На торжества были приглашены 50 европейских королей и принцев, а также правящие главы заморских колоний и владений. Интересно отметить, что в дневнике банкет по случаю юбилея королева назвала «Большим семейным ужином».
Елизавета Фёдоровна была очень рада навестить места, где прошло ее детство, поэтому просила у Императора Александра III разрешения задержаться на некоторое время в Англии. В письме (на английском языке!) Императрице Марии Фёдоровне из Кларенс-Хауса замечала: «Посмотрела бы ты, как мы тут носимся целыми днями, – утром и днем музеи и магазины, вечером – ужин и бал, и так каждый день; голова идет кругом, однако мне это по душе. Как я благодарна милому Саше за то, что он позволил нам остаться еще на несколько дней, – это так великодушно с его стороны. Боюсь бедный Ники наверняка считает меня эгоисткой, но чуть ли не каждый день мы собирались в дорогу. Надеюсь, он не слишком пеняет на нас за это удовольствие, ведь такая радость находиться здесь, да еще в такую чудесную погоду». (ГА РФ. Ф. 642. Оп. 1. Д. 1581. Л. 62-63 об). Дело в том, что Великий Князь Сергей Александрович, как командир Лейб-гвардии Преображенского полка, хотел лично представить Наследника Цесаревича Николая Александровича офицерам на летних сборах полка в Красном Селе. Сборы начались как раз в день юбилея и Николай Александрович, назначенный субалтерном в Его Величества роту Лейб-гвардии Преображенского полка, жаждавший начать службу, был недоволен. В дневнике он записал: «9 июня. ... Сегодня этот знаменитый юбилей английской королевы! Я на него в претензии за то, что он мне урезывает неделю в лагере, тем, что д. Сергей дольше останется в Англии, нежели хотел...» (ГА РФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 221. Л. 164). Наконец 22 июня (4 августа) 1887 года Великий Князь Сергей Александрович вернулся в Россию, и Цесаревич смог отправиться с ним в Красное Село. В дневнике он так отметил это радостное событие: « 23 июня. Красное Село. ... Деятельно готовился к переезду в лагерь, который произошел после завтрака в час. ... В 2 ч. приехал в Преображенский полк и был представлен д. Сергеем всем офицерам. ... – Ура!!» (ГА РФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 221. Л. 176, 178).