Собственное пианино Императрицы Марии Фёдоровны, из ее личных покоев в Аничковом дворце

Санкт-Петербург
Фабрика «Я. Беккер»
Размеры 144 х 154 х 78 см
Красное дерево, массив, фанеровка, латунь, бронза, кость, стекло; полировка воском, резьба.

На нижней части клавиатуры – инвентарная наклейка Аничкова дворца: «Собств. Его Имп. Величества/ АНИЧКОВСКАГО ДВОРЦА/ № 2-е Пiанино,/ № 4, Ком. Убор. верхняя».




На внутренней крышке клавиатуры табличка граненого стекла с названием фирмы, выполненным в технике эгломизе.




На нижней и боковой стороне первой белой клавиши карандашом указана дата окончания работ: «28/VII/1887»


Над механизмом латунная фирменная табличка: надпись «Я. Беккеръ/ С.Петербургъ», фланкированная гербами Российской и Австро-Венгерской империй; слева – номер механизма «9571».



На задней стенке корпуса с внутренней стороны – развернутое клеймо фабрики: «Поставщикъ Ихъ Величествъ / Императора Всероссийскаго и Императора Австрийскаго/ Я. Беккеръ» с гербами Российской и Австрийской империй.




Провенанс:

1. Личные апартаменты Императрицы Марии Фёдоровны в Аничковом дворце (Санкт-Петербург).
2. Музей истории города (Ленинград). После закрытия музея предметы обстановки, в том числе данное пианино, реализовывались через систему антикварных магазинов.
3. Квартира советского государственного деятеля Б.И. Гольдберга (Москва).

Аничков дворец начал строиться в 1741 году по указу императрицы Елизаветы Петровны архитектором Михаилом Земцовым, а затем Бартоломео Растрелли. Впоследствии дворец неоднократно перестраивался в соответствии со вкусами часто менявшихся владельцев. В 1865 году архитектор Э.И. Жибер оформлял дворец для наследника престола, сына Александра II, великого князя Николая Александровича. После смерти Николая Александровича дворец стал резиденцией великого князя Александра Александровича, будущего Александра III. Дворцовый комплекс был подарен ему на свадьбу с датской принцессой Дагмарой. Александр III с семьей часто жил в Аничковом дворце, опасаясь террористов.
В 1868–1875 годах над интерьерами дворца работал И.А. Монигетти. В 1886–1888 годах – М.Е. Месмахер. На третьем этаже Аничкова дворца он оформил личные комнаты императорской четы – Александра III и Марии Федоровны.

План верхнего этажа Аничкова дворца и фрагмент этого плана (публикуется по изданию Зимин И.В. Аничков дворец. Резиденция наследников престола. М., 2019. С. 617).


Близкий друг семьи Александра III граф С.Д. Шереметев в воспоминаниях описывал, как в 1887 году Мария Федоровна показывала ему эти комнаты, упоминая и о том, что «… она показала мне свою уборную, угловую комнату, светлую и веселую; потом перешли в новую спальню, также светлую…»[1]. Мебель в этих комнатах была выполнена по рисункам Месмахера фирмой Мельцера. После завершения работ, интерьерные рисунки Месмахера были уничтожены, «как не подлежащие повторению»[2].


Уборная Императора Александр III на третьем этаже Аничкова дворца

Для четырех окон выполнили рамы с бронзовым прибором. Фирма Ф.И. Коровина поставила 190 аршин ситца в крупный цветок и для обшивки письменного стола императрицы – 3 аршина бархата гранатового цвета. До настоящего времени в комнате сохранилась печь-камин с майоликами завода Харламова (заказ Месмахера от октября 1887 г.), расписанными в сине-терракотовых тонах студентами училища барона Штиглица: сцена с пастушкой в рокайльном стиле, сверху барельефные изображения венков и жертвенника.
Уборную императрицы Марии Федоровны обставили мебелью красного дерева «под воск»: обитые бархатом витрины «для бриллиантов со шкапиками»; консольные шкафы; стул красного дерева; кресло, «по образцу князя Оболенского»; умывальный стол, «переделанный по указанию г. Месмахера … с мрамором»; трехчастное трюмо; рамы зеркал; низкие комодики с плоскими выдвижными ящичками[3]. Вся эта мебель была изготовлена на фабрике Мельцера. К Уборной примыкал ватерклозет с бидэ, отделанный красным деревом «Jacob» с филенками, пилястрами, плафоном. Все это великолепие было оплачено 11.114 руб.
Кроме этого, в Уборную Ее Величества купили изготовленное по специальному рисунку пианино фирмы Беккер.
Императрица любила играть на фортепиано, участвовала в домашних концертах. Еще в 1869 году в дневнике Цесаревич Александр Александрович записал, что «19/31 июля. ... Минни играла на фортепинах, Алексей пел, а я играл на корнете». Императрица часто музицировала в четыре руки со своей сестрой Александрой, королевой Великобритании.






Николай II провел свое детство в двух резиденциях – Гатчинском и Аничковом дворцах. Цесаревича, как и во многих дворянских семьях, обучали игре на фортепиано. За инструмент его усадили в феврале 1878 году, когда ему шел десятый год. Музыка цесаревичу в Аничковом дворце[4] преподавали ежедневно, занятия вел профессор консерватории Рудольф Васильевич Кюндингер[5]. Цесаревич вполне уверенно овладел инструментом и даже когда в 1890 году он отправился в кругосветное путешествие, в каюту Николая Александровича на крейсере «Память Азова» перевезли фортепиано. Став Императором, Николай II не оставил этого увлечения, тем более, что Императрица Александра Фёдоровна по воспоминаниям современников сама была отличной пианисткой. После 1905 года она пригласила в Александровский дворец профессиональных педагогов, играла дуэты с профессором Кюндингером – тот приходил к ней каждую неделю на несколько часов. В дневниках Императора встречаются упоминания о семейных вечерах. Уже в 1894 году во время визита в Лондон он записал: «9-го июня. Четверг. <...> До завтрака сидел с Аликс и играл на фортепиано»[6]. И в 1897 году отметил: «12-го февраля. Среда. <...> После обеда играли на фортепиано и провели вечер спокойно!»[7].
Поэтому с большой долей уверенности можно предположить, что цесаревич Николай Александрович не единожды музицировал на пианино фирмы «Беккер» в Уборной своей матушки, куда допускались только члены семьи, и где обстановка была самой непринужденной.

[1] Шереметев С.Д. Мемуары. М., 2001. С. 498.
[2] РГИА. Ф.1340. Оп.1. Д.70. Письма к М.Е. Месмахеру. Л.99. Письмо от 1 февраля 1888 г. Цит. по: Жерихина Е.И. Личные комнаты Александра III и его супруги в Аничковом дворце, выполненные М.Е. Месмахером // Здесь бывал сам Государь. К 175-летию императора Александра III. Материалы научно-практической конференции из цикла «Императорская Гатчина». СПб., 2021. С.132.
[3] Жерихина Е.И. Личные комнаты Александра III и его супруги в Аничковом дворце, выполненные М.Е. Месмахером // Здесь бывал сам Государь. К 175-летию императора Александра III. Материалы научно-практической конференции из цикла «Императорская Гатчина». СПб., 2021. С.133.
[4] 27 марта 1881 г. семья Александра III переехала на постоянное жительство в Гатчинский дворец. В Аничков дворец в последующие годы семья переезжала на сезон больших зимних балов, которые, как правило, проходили с января до начала Великого поста.
[5] Зимин И.В. Аничков дворец. Резиденция наследников престола. М., 2019. С. 287.
[6] Дневники Императора Николая II. 1894–1918. Т. 1. 1894–1904. М., 2011. С. 82.
[7] Там же. С. 238
Смотрите также