Торжественный выход коронационной процессии из Успенского собора Московского кремля во время коронации Императора Николая II
р.
р.
14 (26) мая 1896
Обряд коронации Императора Николая II проходил в Успенском соборе Московского Кремля. После нее император Николая II совершил торжественное шествие под балдахином к Архангельскому собору, по Соборной и Ивановской площади.
На фотографии представлен выход Николая II из Архангельского собора. Под балдахином в короне — Николай II. Перед императором идут (слева направо): гофмаршал граф П.К. Бенкендорф, обер-гофмаршал князь С.Н. Трубецкой, верховный маршал граф К.И. Пален и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий (Раев) в окружении двух диаконов. Слева перед Императором изображен барон Карл Густав Эмиль Маннергейм (1867–1951) – в будущем первый регент Королевства Финляндии, формально существовавшего с 12 декабря 1918 года по 17 июля 1919. Во время коронации Императора Николая II Карл Густав Маннергейм был в составе почетного караула лейб-гвардии Кавалергардского полка. После коронации Николай II объявил благодарность офицерам Кавалергардского полка. 16 мая 1896 года в Кремлёвском дворце был дан приём для офицеров полка, где Маннергейм имел продолжительную беседу с Императором. По рассказам современников, после этого знакового события на рабочем столе Маннергейма всегда стоял портрет с фотографией и личной подписью императора Николая II. Из воспоминаний князя Гавриила Константиновича о коронации Императора Николая II и Императрицы Александры Федоровны: «По окончании обедни, Государь с Государыней пошли прикладываться к мощам в Архангельском и Благовещенском соборах. Над ними генерал-адъютанты несли золотой балдахин со страусовыми перьями. Все вышли из собора. <…> [Торжественное шествие], состоявшее из высочайших особ, … двигалось к Красному Крыльцу по мосткам, покрытым красным ковром; вдоль мостков стояли конногвардейцы в золотых касках с золотыми орлами, в супервестах, ботфортах и лосинах. <…> С Крыльца прекрасно видна была вся площадь между соборами, сплошь усеянная народом. Там же были сделаны и трибуны для публики, и отдельная трибуна для придворных музыкантов, одетых в красную форму и игравших на очень длинных и прямых трубах. Каждая труба издавала только один звук. <…> Мы видели, как Государь и Государыня шли под балдахином по площади, по мосткам, и поднялись, обойдя соборы, на Красное Крыльцо. С Крыльца они отвесили глубокие поклоны стоявшей внизу толпе. Они поклонились три раза подряд: прямо перед собой, направо и налево. До сих пор помню склоненные головы Государя и Государыни, увенчанные коронами, громовое «ура» толпы и звуки гимна».