Благотворительные марки «Сбора на постройку дома для инвалидов с мастерскими

1. Благотворительная марка кружечного сбора с вензелем Великой Княжны Ольги Николаевны. «Сбор на постройку дома для инвалидов с мастерскими. 3—5 ноября 1916 г.»
Петроград, 1916.
Размер: 67х32 мм.

2. Благотворительная марка кружечного сбора с портретом Великой Княжны Ольги Николаевны. «Сбор на постройку дома для инвалидов с мастерскими. 3—5 ноября 1916 г.»
Петроград, 1916.
Размер: 49х33 мм


Особый Петроградский комитет Ее Императорского Высочества Великой Княжны Ольги Николаевны по оказанию помощи семьям лиц, призванных на войну создан 11 августа 1914 г., сокращенно назывался Ольгинским или Петроградским Ольгинским комитетом.Состоял из Постоянного Исполнительного отдела и местных отделений – 12 12 уездных и городских комиссий. Состоял под почетным председательством Ее Императорского Высочества Великой Княжны Ольги Николаевны. Комитет был включен в состав Верховного совета по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов, под председательством Императрицы Александры Федоровны. Финансировался из двух источников: государственные субсидии и добровольные пожертвования.
Благотворительный сбор был приурочен к дню рождения Великой Княжны Ольги Николаевны 3 ноября 1916 года. В этот день Император Николай II оставил в своем дневнике следующую запись:
«3-го ноября. Четверг.
Дорогой Ольге 21 год. У Алексея болела нога, и [он] остался весь день в кровати. В 10 час пошел к молебну. <...>. Днем поехал к арх[иерейскому] лесу и прошел 4 версты по шоссе. Погода тихая, серая, 5ᵒ мороза».
Дневник императора Николая II. Т. 2. Ч. 2: 1914–1918. М.: РОССПЭН, 2013.
Кружечный сбор – вид массового сбора денег на благотворительные цели, распространенный в
Российской империи с 1840-х гг. Особенностями таких сборов была строгая отчетность и прозрачность: о собранных суммах сообщали газеты. Кроме стационарных кружек (установленных в учреждениях и общественных зданиях) на рубеже XIX–XX веков стали использоваться и переносные. С ними ходили сборщики во время массовых благотворительных акций, например, в День белой ромашки и День красного яичка на пасхальной неделе. Жертвователям вручались специальные значки – латунные, бумажные, картонные, тканевые жетоны, бумажные и тканевые цветы и т.п. Эти знаки прикалывали к одежде. Во время подобных акций с помощью жетонов достигалась еще одна цель – общественное мнение порицало тех, кто оказывался без этого знака, что естественно повышало сборы.
Смотрите также